Известные томские актёры Лариса Окишева и Андрей Колемасов приняли участие в создании аудио-страниц проекта «Женский монастырь в Томске…». Запись состоялась на студии «М-Арт».
Театралам Томска и Северска актёры известны по ролям в спектаклях современного и классического репертуара. Кроме театра, Лариса Петровна и Андрей Юрьевич уже не первый год передают свой богатый профессиональный опыт студентам и школьникам учебных заведений областного центра.
Предложение участвовать в проекте, посвящённом истории женского монастыря, стало для обоих актёров неожиданным.
– У меня не было такого опыта, – поделилась с нами руководитель межвузовской театральной студии «Люди» ЛАРИСА ОКИШЕВА. – Я – человек православный, верующий, и мне дорого и очень интересно всё, что связано с монастырём. Оказалось, что и Студгородок, который мы знаем от и до, нам, по сути, незнаком. В его истории столько нюансов и человеческих судеб! А мы пропускаем или совершенно не касаемся важных вещей – того, что надо обязательно знать самим и рассказывать детям.
– Идею создать аудио-страницы проекта предложил отец Евгений. Как Вам общение с батюшкой?
– Всё очень просто, сердечно. Это – замечательный опыт, который жалко, что кончился.
– Вы репетировали с коллегой перед записью?
– Мы переговорили, когда уже в студии встретились. Несколько раз записывали, передоговаривались: «Давай ещё почитаем – ты пожёстче, а я буду переспрашивать, как человек, на которого давят, который не понимает, что от него хотят». Сложность была в том, что не сохранилась речь этих людей, и мы придумывали их характеры, пытались как-то приноровиться.
Поясним, что в протоколах допросов из следственных дел НКВД, которые озвучивали актёры, живая речь монахинь изменена на протокольную. Реплики подследственных в них записаны скорее языком следователей, а не ответчиц. Поэтому с художественной реконструкцией текстов, к которой пришлось частично прибегнуть, поработали и актёры.
– К сожалению, никто не документировал, как разговаривали монахини, – продолжает Лариса Окишева, озвучившая также автобиографии трёх бывших насельниц женского монастыря. – Автобиография – это другой жанр. Понятно, что все они были разные – у каждой свой характер, судьба, своя манера разговора, особенности речи, которые отразились даже в документах. В автобиографиях мы попытались представить одну более молодой, немного легкомысленной, другую – постарше, женщину сурового склада.
– Конечно, это – ужасная история! – говорит актриса, возвращаясь к протоколам. – Зачем губить людей?! Человек, который допрашивает, понимает, что перед ним – невинная душа, она ни для кого не опасна, никакого зла принести не может и точно не могла работать на разрушение советского строя! Зачем их подводить под эту статью, доводить до расстрела?! Какая в этом радость для того человека – следователя? Что же такое должно было случиться с людьми, чтобы из этого извлекать удовольствие? А ведь извлекали, похоже!
Аудио-страницы истории томской женской обители можно услышать, посетив наш музей.
Беседовала Ирина Киселёва.