ИССЛЕДОВАНИЯ КОМАНДЫ ПРОЕКТА

Февраль, 2022

Сазонова Н. И., Фендель Е. Р., Артамонов М. В., Шкляр Я. Ю. СИБИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ И ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ТОМСКОГО ИОАННО- ПРЕДТЕЧЕНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ) // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). 2022. Вып. 1 (31). С. 127-152. DOI:10.23951/2312-7899-2022-1-127-152

Аннотация. Анализируются роль и место сибирского монастыря в пространстве города на примере Иоанно-Предтеченского женского монастыря, существовавшего с 1876 по 1922 год в городе Томске, выявляются проблемы взаимодействия традиции монастырского строительства с секуляризирующейся культурой сибирского общества XIX века. С древности монастырь являлся фактором освящения пространства как города, так и прилегающих к нему территорий. В таком случае монастыри становились как бы «спутниками» города, находясь на его окраинах – месте взаимодействия с неосвященной окружающей территорией. Кроме того, существовала практика сооружения монастырей вне города, если речь шла о миссионерстве среди нехристианских народов. Процесс присоединения Сибири к Русскому государству идёт в условиях постепенной секуляризации культуры, нарастания влияния светского элемента. Поэтому известные традиции монастырского строительства продолжают существовать, но постепенно изменяются. Дальнейшая секуляризация культуры, а также государственная политика ограничения монашества, которую проводит правительство с XVIII века, приводят к тому, что сакральная и градообразующая роль монастыря как духовного центра перестает восприниматься городским сообществом. К концу XIX века городские власти начинают воспринимать монастырь не как сакральный объект, а как конкурента города, претендента на городские земли. Анализ структуры и составляющих пространства Томского Иоанно-Предтеченского женского монастыря позволяет говорить о том, что ему в целом удалось сохранить символическую структуру пространства обители. Столкновение традиции и ценностей, которые представляет монастырь, с секулярной культурой приводит в начале XX века к разрушению монастыря, а затем к полной десакрализации его пространства. В условиях сложного отношения городского сообщества к монастырю как части пространства города, а также переформатирования бывшего пространства обители выходом являются историческая реконструкция и музеефикация территории бывшего монастыря.

Благодарности: Статья подготовлена при поддержке Фонда президентских грантов, проект “Женский монастырь в Томске: погружение в реальность” (Заявка № 21-2-005440).

Скачать: Сазонова, Фендель, Артамонов Монастырь

 

Июль, 2022

Сазонова Н. И., Маслич Е. А. Визуальные источники по истории Иоанно-Предтеченского женского монастыря в Томске: историческая память и городские мифы // Визуальная теология. 2022. Т. 4. № 1. С. 111–128. https://doi.org/10.34680/vistheo-2022-4-1-111-128

Аннотация. В статье анализируются визуальные источники по истории ИоанноПредтеченского женского монастыря г. Томска (1865–1920‑е гг.). Ввиду слабой изученности истории обители, малого количества сохранившихся письменных источников, именно доступные визуальные источники во многом выступают средством сохранения памяти городского сообщества о ныне утраченной обители, которая является частью
так называемого городского мифа – системы устойчивых представлений о прошлом города, его своеобразных чертах. Визуальные источники также отражают противоречивые трансформации, которые претерпевал городской миф в XIX–XXI вв. ИоанноПредтеченский монастырь возник в период, когда происходила трансформация представлений о городе как сакральном центре, характерных для Руси. Город начинает
пониматься с функциональной точки зрения– как упорядоченно обустроенное, комфортное место для жизни, а не сакральный центр. Такая трансформация ярко прослеживается в описании облика монастыря и его окружения, которое дают мемуары Петра Хандорина (1905–1992). Монастырь явно не вписывается в городскую среду, остаётся в ней чужеродным элементом. Трансформация представлений о градообразующей
функции монастыря привела к тому, что в начале XX в. миф о городе как сакральном центре подвергается целенаправленному разрушению. Однако уже к 1970‑м гг. выясняется, что культура оказалась не готова к полному уничтожению исторической памяти: в условиях запретов на религиозную тематику возникают «предания» о монастыре, часто не имеющие ничего общего с исторической действительностью. Это свидетельствует о сохранении в массовом сознании представлений о городе как сакральном центре. Вместе с тем этот миф затрудняет восстановление исторической правды и памяти о реально существовавшей обители.

Скачать: сазонова маслич городские мифы монастырь

Май, 2023

Сазонова Н. И., Лоскутова М. Г. Интерактивное педагогическое взаимодействие на экскурсиях религиоведческой тематики: специфика, возможности применения, результаты // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 2 (48). С. 58–67. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-2-58-67

Аннотация. Актуальность изучения возможностей и специфики применения интерактивного взаимодействия на экскурсиях религиоведческой тематики определяется активным поиском методических приемов проведения таких экскурсий современными педагогами и экскурсоводами при общей неразработанности форм и способов применения интерактивных педагогических технологий на экскурсиях, посвященных религиозной культуре. Объектом анализа являются специфика и возможности применения интерактивного взаимодействия на религиоведческой экскурсии. Материалом послужил педагогический опыт проведения интерактивных экскурсий в рамках проекта «Женский монастырь в Томске: погружение в реальность». Выявлены особенности интерактивного взаимодействия на экскурсии религиоведческой тематики, к числу которых принадлежат опора на актуальные знания и опыт аудитории и погружение в религиозную культуру через использование на экскурсии символов этой культуры. В результате показаны положительные результаты применения интерактивного взаимодействия: разрушение у аудитории стереотипов о религиозной культуре, рост интереса к традиции, а также к истории самого экскурсионного объекта. Материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений и средних общеобразовательных школ.

Благодарности: Статья подготовлена при поддержке Фонда президентских грантов, проект “Женский монастырь в Томске: погружение в реальность” (Заявка № 21-2-005440).

Скачать: сазонова педагогическое взаимодействие