ИННОКЕНТЬЕВСКИЙ ХРАМ
Первый возведённый на территории обители храм был освящён 31 октября 1865 года епископом Виталием (Вертоградовым) в честь святителя и чудотворца Иннокентия, епископа Иркутского, покровителя Сибири.
Построил его томский купец и благотворитель Яков Иванович Петров. Первоначально церковь предназначалась для городского кладбища, но уже на этапе строительства Петров передал её вместе с участком земли женской общине, впоследствии преобразованной в монастырь.
Однопрестольный храм был возведён в стиле «сибирское барокко». Он имел колокольню с высоким шпилем и восемью колоколами. Современник отмечал, что храм был «изящной архитектуры снаружи» и поражал взор «изящною простотою отделки внутри». Его сиявшие белизной стены и голубой купол усиливали образ всего монастыря как «града Небесного».
Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Фото И.Р. Томашкевича (1899)
Внутри был устроен деревянный иконостас, «крашеный под малахит с золоченой резьбой и резными царскими вратами».
Богослужения по праздничным и воскресным дням совершало духовенство монастыря. По воскресеньям перед Божественной литургией служился молебен с акафистом святителю Иннокентию Иркутскому.
Главной святыней Иннокентьевского храма была Плащаница Господа Иисуса Христа – изделие золотошвей обители в резном позолоченном ковчеге. Свято почитались и хранившиеся в специально отведённом месте мантия, клобук и жезл епископа Порфирия (Соколовского) – одного из основателей монастыря.
После его закрытия церковь вместе с имуществом в 1924 году власти передали во временное пользование Успенской православной общине.
В апреле 1929 года договор с ней расторгли, а храм отдали под студенческий клуб. В 1950-е годы здание разобрали, кирпичи использовали на строительство общежитий Политехнического института.
Сегодня на месте церкви стоят общежитие №14 и частные гаражи.
УСПЕНСКИЙ СОБОР
Трёхпрестольный собор находился в южной части усадьбы. Его строительство закончилось к сентябрю 1871 г. Тогда же был освящён третий придел.
По завещанию купца, благотворителя и одного из инициаторов создания обители Алексея Лаврентьевича Еренёва храм возвёл его сын Иван Алексеевич Еренёв.
Два боковых придела собора были освящены в честь небесных покровителей Еренёвых: во имя святителя Алексия, митрополита Московского и святителя Иоанна, архиепископа Новгородского. Главный, Успенский, придел в октябре 1870 года епископ Томский и Семипалатинский Платон (Троепольский) освятил во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Доминантой собора была колокольня с восемью колоколами, примыкавшая к трапезной. Предположительно, шпиль на главном куполе мог иметь высоту более 42 метров.
Успенский собор. 1870. Фото 1949-1952. Из фондов ОРК НТБ ТПУ
Большое количество богомольцев из Томска и других мест собиралось в храме на летнем праздновании Успения Божией Матери – его престольном празднике. В монастыре он отмечался очень торжественно. Обилием принесённых в храм цветов этот день даже напоминал Вербное воскресенье, когда все верующие несут в церковь вербы.
В канун торжества, на вечернем богослужении, в центр собора выставлялся ковчег с Плащаницей Божией Матери, написанной в иконописных мастерских и вышитой жемчугом сёстрами. Плащаница почиталась в монастыре как одна из святынь.
В 1924 году, после закрытия обители, собор был передан в ведение Успенской обновленческой общины, в которую вошли насельницы упразднённого монастыря и горожане.
В марте 1930 года советская власть постановила снести здание. В 1950-х годах храм разобрали на кирпичи. Их использовали при строительстве общежитий студгородка.
ЧАСОВНЯ ПРП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Часовня была возведена в 1912 году над склепом-усыпальницей местночтимого старца иерея Феодора Краснопевцева, почившего 18 апреля 1896 года и похороненного рядом с Иннокентьевским храмом. Освятил часовню Преосвященный Макарий (Невский).
Строилась она по проекту архитектора В.Ф. Оржешко и повторяла стилистику и декоративные элементы Успенского собора.
Образ здания восстановлен в рамках проекта “Женский монастырь в Томске…” по трём сохранившимся фотографиям и абрису студгородка 1931 года. Благодаря тщательному анализу данных, реконструкция максимально приближена к первоначальному виду утраченной часовни.
Часовня прп. Серафима Саровского. 1912. Реконструкция. Б.О. Шкляр
Воздвигли её в знак почитания прозорливого подвижника, большую часть жизни посвятившего служению Богу и ближним. Именно таким запомнился томичам отец Феодор Краснопевцев. Более 20 лет он служил в Богоявленском соборе и Стефановской церкви в посёлке Степановка, а, выйдя за штат, 33 года вёл подвижническую жизнь.
В 1916 году его имя вошло в «Сибирский патерик» вместе с именами других неканонизированных святых.