ИННОКЕНТЬЕВСКИЙ ХРАМ

Первый возведённый на территории обители храм был освящён 31 октября 1865 года епископом Виталием (Вертоградовым) в честь святителя и чудотворца Иннокентия, епископа Иркутского, покровителя Сибири.

Построил его томский купец и благотворитель Яков Иванович Петров. Первоначально церковь предназначалась для городского кладбища, но уже на этапе строительства Петров передал её вместе с участком земли женской общине, впоследствии преобразованной в монастырь.

Однопрестольный храм был возведён в стиле «сибирское барокко». Он имел колокольню с высоким шпилем и восемью колоколами. Современник отмечал, что храм был «изящной архитектуры снаружи» и поражал взор «изящною простотою отделки внутри». Его сиявшие белизной стены и голубой купол усиливали образ всего монастыря как «града Небесного».


Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Фото И.Р. Томашкевича (1899)

Внутри был устроен деревянный иконостас, «крашеный под малахит с золоченой резьбой и резными царскими вратами».

Богослужения по праздничным и воскресным дням совершало духовенство монастыря. По воскресеньям перед Божественной литургией служился молебен с акафистом святителю Иннокентию Иркутскому.

Главной святыней Иннокентьевского храма была Плащаница Господа Иисуса Христа – изделие золотошвей обители в резном позолоченном ковчеге. Свято почитались и хранившиеся в специально отведённом месте мантия, клобук и жезл епископа Порфирия (Соколовского) – одного из основателей монастыря.

После его закрытия церковь вместе с имуществом в 1924 году власти передали во временное пользование Успенской православной общине.

В апреле 1929 года договор с ней расторгли, а храм отдали под студенческий клуб. В 1950-е годы здание разобрали, кирпичи использовали на строительство общежитий Политехнического института.

Сегодня на месте церкви стоят общежитие №14 и частные гаражи.

 

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Трёхпрестольный собор строился в южной части территории монастыря, и был закончен к сентябрю 1871-го, когда был освящён его третий придел.

По завещанию купца, благотворителя и одного из инициаторов создания обители Алексея Лаврентьевича Еренёва храм возвёл его сын Иван Алексеевич Еренёв.

Два боковых придела собора были освящены в честь небесных покровителей Еренёвых: во имя святителя Алексия, митрополита Московского и святителя Иоанна, архиепископа Новгородского. Главный, Успенский, придел в октябре 1870 года епископ Томский и Семипалатинский Платон (Троепольский) освятил во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Доминантой собора была колокольня с восемью колоколами, примыкавшая к трапезной. Предположительно, шпиль на главном куполе мог иметь высоту более 42 метров.


Успенский собор. 1870. Фото 1949-1952. Из фондов ОРК НТБ ТПУ

Большое количество богомольцев из Томска и других мест собиралось в храме на летнем праздновании Успения Божией Матери – его престольном празднике. В монастыре он отмечался очень торжественно. Обилием принесённых в храм цветов этот день даже напоминал Вербное воскресенье, когда все верующие несут в церковь вербы.

В канун торжества, на вечернем богослужении, в центр собора выставлялся ковчег с Плащаницей Божией Матери, написанной в иконописных мастерских и вышитой жемчугом сёстрами. Плащаница почиталась в монастыре как одна из святынь.

В 1924 году, после закрытия обители, собор был передан в ведение Успенской обновленческой общины, в которую вошли насельницы упразднённого монастыря и горожане.

В марте 1930 года советская власть постановила снести здание. В 1950-х годах храм разобрали на кирпичи. Их использовали при строительстве общежитий Студгородка.

 

ЧАСОВНЯ ПРЕП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Часовня была возведена в 1912 году над склепом-усыпальницей местночтимого старца иерея Феодора Краснопевцева, почившего 18 апреля 1896 года и похороненного рядом с Иннокентьевским храмом. Освятил часовню Преосвященный Макарий (Невский).

Строилась она по проекту архитектора В.Ф. Оржешко и повторяла стилистику и декоративные элементы Успенского собора.

Образ здания восстановлен командой проекта “Женский монастырь в Томске…” по трём сохранившимся фотографиям и абрису студгородка 1931 года. Благодаря тщательному анализу данных, реконструкция максимально приближена к первоначальному виду утраченной часовни.


Часовня преп. Серафима Саровского. 1912. Реконструкция. Б.О. Шкляр

Воздвигли её в знак почитания прозорливого подвижника, большую часть жизни посвятившего служению Богу и ближним. Именно таким запомнился томичам отец Феодор Краснопевцев. Более 20 лет он служил в Богоявленском соборе и Стефановской церкви в посёлке Степановка, а, выйдя за штат, 33 года вёл подвижническую жизнь.

В 1916 году его имя вошло в «Сибирский патерик» вместе с именами других неканонизированных святых.