ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЬНИЦ

С первых дней после основания община жила согласно монастырскому распорядку. Главным делом для насельниц были молитва и участие в богослужениях. Кроме этого, существовали послушания – особые труды на благо общины и ближних. Насельницы читали и пели в церкви, несли иные обязанности при храмах, преподавали в духовном училище, работали на кухне, при трапезной, были заняты на монастырском хозяйстве: каждой находилось посильное дело.

Несмотря на то, что статус монастыря был получен женской общиной лишь спустя 12 лет по основании, документы свидетельствуют: в сознании как обывателя, так и властей, а также церковного священноначалия община с момента создания рассматривалась как монастырь, официальный статус которого понимался лишь как вопрос времени. Так, община изначально подчинялась благочинному монастырей Томской епархии (им был настоятель Богородице-Алексеевского мужского монастыря), а документы уже 1868–1869 гг., в отсутствие юридического статуса монастыря, именуют её «обителью» (по сути, синоним слова «монастырь»).

Быт общины, затем монастыря, определялся общецерковными уставами, традициями общежительного монашества. Одним из главных документов, которыми руководствовалась община, являлись «Правила благоустройства монашеских братств». Они были составлены в 1852 г. митрополитом Филаретом Московским сначала для Москвы, затем стали обязательными для всех других обителей.

Правила благоустройства монашеских братств,
составленные свт. Филаретом Московским. 1852

В женской общине с 5 ч. утра обычно начинали выполнять утреннее молитвенное правило. Сообщая о состоянии общины благочинному монастырей епархии архимандриту Моисею, монахиня Евпраксия писала, что перед Литургией, после часов, совершается «с Акафистом молебен св. Иннокентию первому Иркутскому епископу». Далее – служилась Божественная литургия.

После богослужения около 9.00 была общая трапеза – завтрак. Затем насельницы уходили на послушания. В Иоанно-Предтеченском монастыре среди послушаний были такие: приготовление пищи на кухне, уборка территории, работа в мастерских, на свечном заводе, в саду, огороде (на загородной заимке – сенокос, уход за животными). Были также послушания по храму, в ризнице. Выполнение послушаний назначалось по способностям, склонностям сестёр. Грамотные могли читать или петь в храме, работать в училище при обители. Другие писали иконы или вышивали.

В мастерской Выксунского Иверского женского монастыря. XIX век. Источник: myvyksa.com

К 12.00 все собирались на обед. Во время приёма пищи обычно читались, как читаются и сегодня, жития святых и поучения отцов Церкви.

Далее снова – труд и молитва до 16.00 – времени начала вечерни и повечерия в храме. Утреня совершалась «с вечеру» «ради неблизкой ходьбы священно-церковнослужителей в ранее ночное время, особенно зимою», ведь в те времена улицы на окраинах Томска не освещались.

Ужинали все, как правило, в 19.00, после чего выполнялось вечернее молитвенное правило и в 22.00 насельницы отходили ко сну.

В праздничные и воскресные дни часть времени, остававшаяся от богослужений, уходила на краткий отдых, чтение Священного Писания, житий святых и других духовных книг.