НАСТОЯТЕЛЬНИЦЫ ОБИТЕЛИ

Игуменья Серафима (ок. 1831-1898)

Монахиня Серафима (Долгих) была возведена в сан игуменьи после кончины в 1877 году первой настоятельницы обители Евпраксии. Мать Серафима управляла монастырём 21 год.

Во время её настоятельства в жизни монастыря произошли важные перемены. Был открыт свечной завод, ставший одним из главных источников существования обители, что позволяло принимать новых насельниц и осуществлять деятельное социальное служение. Были созданы Дом трудолюбия и детский приют. На средства от свечного завода приобретена загородная заимка, благодаря чему хозяйственная деятельность монастыря значительно расширилась.

На заимке на средства игуменьи Серафимы построили церковь в честь иконы Божией Матери «Достойно есть…», ставшую духовным центром для жителей ближних деревень.

«За заботливость о пользе обители и увеличение средств к содержанию обители», как отмечалось в указах, настоятельницу не раз поощряли церковными наградами.

Почила игуменья Серафима в 1898 году и была похоронена близ алтаря Иннокеньевского храма.

Игуменья Зинаида (1832-1916)

В том же 1898 году исполнять должность настоятельницы назначили казначею Зинаиду (Котельникову). В 1899 году её утвердили в должности и возвели в сан игуменьи. На этом посту мать Зинаида прослужила  почти два десятилетия.


Игуменья Зинаида предположительно с келейницей (имя неизвестно)

В томскую обитель рясофорная монахиня Неонила поступила в 1874 году из туринского монастыря Тобольской епархии. Там, выполняя послушание казначеи, она приобрела опыт ведения финансовой деятельности, пригодившийся ей и в Иоанно-Предтеченском монастыре. Кроме того, монахиня пела в церковном хоре и хорошо вышивала.

В 1887 году сестра Неонила приняла постриг в мантию с именем Зинаида. Она стала «правой рукой» игуменьи Серафимы, ценившей в ней рассудительность, практичность, трудолюбие.

В должности настоятельницы мать Зинаида продолжала развивать монастырское хозяйство. Её трудами были проведены водопровод, электричество, телефон, уложен асфальт на главном дворе, что в те времена являлось для Томска большой редкостью.


Игуменьи монастырей Томской епархии провожают митрополита Макария в Москву (1912 г.). Вторая слева – игуменья Зинаида

Игуменья Зинаида приобрела для монастырских нужд типографию с переплётной мастерской. Это позволило обители получать дополнительные средства и обучать ремеслу воспитанниц детского приюта. В типографии печатали духовную литературу и другие издания.

За усердное служение игуменья Зинаида была награждена многими наградами как по духовному, так и по гражданскому ведомствам.

Почила мать Зинаида в 1916 году и нашла последнее упокоение рядом с игуменьей Серафимой.

Игуменья Анастасия (1861-1930-е?)

Время настоятельства игуменьи Анастасии (Некрасовой) стало самым тяжёлым в жизни обители. В сан игуменьи монахиня была возведена 10 августа 1916 года, когда до начала революционных событий оставались считанные месяцы.

Вся жизнь игуменьи Анастасии прошла в томском монастыре – с того времени, когда он ещё был общиной, куда 4-летняя Анисья Некрасова пришла за руку с овдовевшей матерью.

Здесь она училась грамоте, арифметике, рукоделию. По записям в «Ведомостях» монастыря известно, что многие годы она «состояла главной рукодельницей в … мастерской и была в хоре певчих».

С 1898 года, как «наделённая от природы светлым умом…», она выполняла обязанности казначеи и делила с игуменьей Зинаидой «все труды и заботы по устройству и созиданию обители». Во время отъездов игуменьи в Петербург казначея вела все дела монастыря.


Анисия Некрасова (впоследствии игуменья Анастасия) в 1901 г.

В 1912 году при постриге в мантию монахиня получила имя Анастасия.

В 1916 году, после ухода в мир иной игуменьи Зинаиды, сёстры единодушно избрали её настоятельницей, и священноначалие поддержало их решение.

Матери Анастасии пришлось взять на себя бремя сложных отношений с новой властью, которая вскоре установилась в городе.

Именно при игуменье Анастасии совершалась передача всех зданий и строений монастыря, изъятие церковных ценностей, изгнание сестёр и закрытие обители.

Как могла, игуменья Анастасия боролась за сохранение монашеской общины и жизнь монахинь и послушниц. В 1920 году на базе загородной заимки ей удалось зарегистрировать сельхозартель, что дало возможность сёстрам ещё какое-то время обеспечивать себя продуктами.

В 1924 году с большими трудностями мать Анастасия добилась регистрации Успенской общины при монастыре и стала председателем Совета общины. Благодаря этому до конца 1920-х годов в одном из храмов обители совершались богослужения и сохранялось церковное имущество.

Последнее упоминание об игуменье Анастасии встречается в деле о лишённых избирательных прав за март 1930 года. Дальнейшая судьба последней настоятельницы монастыря, к сожалению, неизвестна.

Все игуменьи томской обители самоотверженно служили Богу и людям. События, которые пережил монастырь за годы их настоятельства, отразились как на его внутренней жизни, так в значительной степени и на жизни Томска.